OBK Group — группа компаний, первая из которых создана в 1992 году. Холдинг работает в Беларуси, России, Украине, Литве и Латвии.
Он поставляет, дистрибутирует и производит горюче-смазочные и лакокрасочные материалы, бытовую и автомобильную химию, а также элементы питания и владеет 40 эксклюзивными контрактами на поставку продукции таких брендов, как Liqui Moly, Texaco, Bosch, Chamaeleon, MAXI color, Varta и Kodak.
Основатель компании Вячеслав Суханов практически с самого момента открытия бизнеса, работал с западными партнерами. В то время это была одна из немногих возможностей начать прибыльное дело. За почти 30 — летний опыт работы он смог выделить главные проблемы отношениях с западным бизнесом.
“Думаю, то, что нас там до сих пор не воспринимают как производителя. Мы для них что-то вроде пошивочного цеха, но это не дает стране ничего в плане брендов и известности. Шить могут и в условном Пакистане. Пока что у нас не получилось создать ни один действительно крупный бренд, который считался бы белорусским и котировался на Западе.
Ну, и язык — нам фатально не хватает знания английского. Мой немецкий не спасал меня даже в Германии, пришлось учить английский. Потому что присутствие хотя бы одного англоговорящего переводило весь разговор на интернациональные рельсы.
Из восточнославянского мира белорусы, на мой взгляд, наиболее организованы и управляемы. Мы любим порядок — и в хорошем, и в плохом его проявлениях. Ну, и ставим высокие требования к качеству. Мы, как и немцы, любим зажать себя жесткими стандартами внутри страны.
Но это дает многим нашим продуктам позитивный имидж за рубежом. Если в Германии это автомобили и станки, то у нас — молочка, продукты питания и косметика. Думаю, никому не нужно рассказывать, каким спросом все это пользуется в Украине и России. В Беларуси очень трудно выпускать некачественный продукт — все очень жестко контролируется. Это важно сохранять.
Уверен, что Беларусь как экономическая единица вполне может быть самостоятельной без участия какого-либо «большого брата». Мы можем работать на паритетных началах как с Востоком (Россией, Казахстаном, Китаем), так и с Западом. Для этого у страны есть возможности и — самое главное — теперь еще и навыки.
Нужно только избавиться от постоянного желания, чтобы кто-то к нам пришел и каким-то образом помог или что-то дал. У нас есть руки и мозги, нормальная молодежь и хорошая организация труда. Вижу это по бизнесу — в том числе в собственной компании: это компетентный персонал, умеющий работать на результат. Нам иногда не хватает инициативности, но это вопрос решаемый.
Примеры того, что мы можем быть конкурентоспособны, уже есть. Посмотрите, как белорусские компании ARMTEK и «Шате-М» задавили российский рынок своей эффективностью. Они перевернули российский сегмент продажи автозапчастей с ног на голову и заставили всех работать по-другому. Как белорус, не могу ими не гордиться.
Сейчас со сцены понемногу начинают уходить мои ровесники — люди, которые строили бизнес 30 лет назад. В веселое, но диковатое время. На смену им будут приходить профессионалы — люди, которые умеют вести бизнес так, как это делают во всем мире. И в этом я вижу наше будущее. А тому, что государство без «трубы» может быть успешным, есть бесчисленное число примеров.” — Вячеслав Суханов