Мы живем в мире, где информация играет ключевую роль, а ее значение невозможно переоценить. Информация является лучшим способом для развития или продвижения практически всего. Благодаря интернету, телевидению, прессе можно влиять практически на каждого человека на планете. Не зря говорят: «Кто владеет информацией – тот владеет миром».
Но если посмотреть внимательнее, то проблемы современных СМИ сводятся к двум взаимоисключающим тезисам: свободе слова и борьбе с фейковыми новостями.
Злоупотребление свободой слова приводит к появлению непроверенной, намеренно искаженной, а часто и ложной информации, которая используется для манипуляций разного рода.
Однако введение цензуры и ограничение свободы слова является негативным явлением, от которого страдают как добросовестные журналисты, так и простые граждане.
В связи с этим, 28 июля 2019 года в Женеве во Дворце Наций в рамках публичных слушаний, посвященных корпоративной социальной ответственности по инициативе Europe Business Assembly и Программы лояльности «Europe Business Assembly Global» состоялась презентация и обсуждение стратегий борьбы с различными типами дезинформации. Также была запущена специальная платформа для анализа и борьбы с поддельными новостями.
«На сегодняшний день проблема фейковых новостей достигла колоссальных масштабов, — рассказывает директор Europe Business Assembly Иван Саввов, выступивший на мероприятии со своим докладом. – Ложь и популизм в новостях и социальных сетях становятся ключевым фактором политического и другого влияния. А производство и распространение фейковых новостей стало для многих прибыльным бизнесом, с которым пытаются бороться такие гигантские корпорации как Google или Facebook. К сожалению, пока не настолько успешно, как хотелось бы.
Журналисты уже не раз высказывали озабоченность тем, что современный уровень развития коммуникаций способствовал распространению фейковых новостей со скоростью света.
Большой процент новостей о резонансных событиях национального масштаба и в мире в целом часто не соответствует действительности. Такие новости создаются в первую очередь не для информирования людей, а специально для навязывания им определенного мнения, выгодного тем или иным силам.
В качестве яркого примера здесь можно вспомнить 2016 год, который некоторые журналисты назвали post-truth year, то есть год, в котором недостоверные новости оказали огромное влияние на формирование общественных взглядов. Здесь в первую очередь имеется в виду американское общество, где многие узнают о новостях благодаря социальным сетям, типа твитер или фейсбук.
Согласно данным опроса, который проводился в конце 2016 года Pew Research, почти две трети взрослых американцев признали, что фальшивые новости вызвали «путаницу» в их представлениях о текущих событиях. При этом 23% опрошенных признались, что они осознанно или нет, но участвовали в распространении поддельных новостей, а 14% делали это сознательно, зная, что перед ними фейк.
Поддельные новости искажают и отравляют общее информационное поле. В результате этого аудитория начинает сомневаться во всех информационных сообщениях, что негативно отражается на взаимоотношениях общества и медиа.
Запуск в Женеве платформы Europe Business Assembly по борьбе с фейковыми новостями ставит перед собой следующие задачи:
● помочь мировому сообществу уменьшить влияние дезинформации и сфабрикованных новостей, основанных на анонимных или непроверенных источниках;
● будет содействовать просвещению широкой общественности и журналистского сообщества о негативных последствиях поддельных новостей для формирования успешного и счастливого сообщества;
● сможет предложить защиту жертвам поддельных атак, предоставляя объективную, прозрачную платформу для выражения достоверной и правдивой информации.
Europe Business Assembly с 2018 года получила специальный консультативный статус Организации Объединенных Наций. Одной из приоритетных задач для организации в этом статусе является содействие деятельности мировых организаций в борьбе с «фальшивыми новостями».
Также Europe Business Assembly был предложен проект создания «Агентства по расследованию поддельных новостей». Предложенная в ходе обсуждений концепция была поддержана представителями деловых кругов из более чем 20 стран, что еще раз доказывает актуальность данной проблемы для мирового сообщества.