
Сегодня почти половина продаваемых в России новых автомобилей снабжены автоматической коробкой перемены передач (АКПП). А среди них, несмотря на распространение бесступенчатых вариаторов и «роботов», большая часть приходится на классические гидромеханические «автоматы», непосредственно происходящие от первых автоматических трансмиссий, появившихся в США ещё в 40-х годах прошлого века (кстати, в нашей стране свои автоматические трансмиссии появились уже в 1950-х годах, но в массовую серию, к сожалению, так и не пошли).
Между тем, «гидромеханика» требует к себе довольно бережного отношения по сравнению с механической трансмиссией, так что при эксплуатации автомобиля с КПП стоит придерживаться ряд простых правил.
Во-первых, и это главное, АКПП очень не любит резких стартов. При этом подгорают многочисленные сцепления (фрикционы) и тормоза, при помощи которых «автомат» переключает передачи, что довольно быстро выводит его из строя. При спокойной же езде, даже АКПП бюджетных иномарок способны отъездить без проблем до 150-200 тыс. км.
То же самое касается и пробуксовки при движении по снегу и рыхлому грунту: если вы крепко застряли на автомобиле с АКПП, лучше не мучить трансмиссию, а сразу искать буксировщика.
Во-вторых, АКПП очень не любит работать в не прогретом состоянии, особенно в зимнее время. Лучше всего прогревать автомобиль на стоянке до тех пор, пока из вентиляции не пойдёт чуть тёплый воздух, и лишь затем начинать движение.
В-третьих, не стоит включать передачу заднего хода до полной остановки автомобиля, как это любят делать владельцы машин с «механикой».
В-четвёртых, машину с АКПП нельзя буксировать дальше 50 км и быстрее 50 км/ч. При необходимости превышения этих цифр машину нужно везти с вывешенными колёсами, например, на эвакуаторе.
И последнее: все АКПП требуют регулярного обслуживания, главным борзом — регулярной замены масла (оно используется только специальное, марки ATF или аналогичное). Некоторые коробки, правда, теоретически не требуют замены масла в процессе всей эксплуатации, однако на практике всё же стоит при каждом ТО проверять его уровень и при необходимости доливать.
При покупке подержанной машины с АКПП лучше всего провести её полную диагностику на специализированном сервисе.